Бунин И. А. - Белоусову И. А., 15 марта 1897 г.

264. И. А. БЕЛОУСОВУ

15 марта 1897. Полтава 

Полтава, 15 марта 97 г.

Милый и дорогой друг! Когда я получил твое письмо - я лежал на одре: было что-то вроде инфлуэнцы, которая меня так угостила, что однажды, поднявшись с этого одра, я упал без памяти. Как видишь - плохо дело. Поэтому только и не ответил тебе своевременно. Теперь, как видишь, (опять: "как видишь"! Хорош слог?) я в Полтаве, куда только что прибыл - поспешил по некоторым делам. Пробуду тут, вероятно, до 8--10 апреля12 - он тут уже с февраля и, вероятно, пробудет всю весну. Писать я пока ничего не пишу, - все еще плохо себя чувствую. А сегодня - особенно: "Новое время" гнусно отозвалось обо мне3: пишут, что я... как ты думаешь, в чем повинен? - в пристрастии к изображению грязи и мути жизни!! Ну не подлецы? Это я-то, когда кругом так и сыплются грязные и развратные книги, а я воспеваю деревенские идиллии и слагаю деревенские элегии. И ведь гнусней всего то, что это - среди похвал моему "искреннему" (?) дарованию и в таком тоне, словно я заведомый фотограф грязных сцен. Конечно, я и знал, что "Новое время" меня облает, но лгать-то зачем же!.. А впрочем - черт с ними!

Книжку свою (народную)4 завтра тебе посылаю. Передай, пожалуйста, ту, что у тебя теперь, в "Детское чтение". Читал похвалы мне в "Рус<ском> б<огатстве>" и "Мире Божьем"5

Твой душевно И. Бунин.

P. S. Батюшки! Как размазал я на той странице! Уж не подумай, что это слезы!

Стихов для "Детск<ого> чтения" поищу6.

Печатается по автографу: РГАЛИ, ф. 66, оп. 1, ед. хр. 534, л. 11.

Впервые: Материалы (1).-- С. 60--61 (отрывок).

1

2 Альбов Михаил Нилович (1851--1911) - прозаик. В 1895--1901 гг. жил преимущественно в Полтаве; в 1897--1899 гг. - выпускающий редактор газеты "Приднепровский край" (Екатеринослав).

3 Имеется в виду анонимная рецензия на книгу ""На край света" и другие рассказы" в приложении к газете "Новое время" (1897. - 12 марта (No 7557). - С. 7--8). Рецензент отмечал: "Автор этого сборника обладает талантом сжато, свежо и рельефно рисовать картины природы. Эти непосредственные лирические, по характеру, описания, разбросанные в рассказах, составляют искреннее и живое содержание книги. Гораздо слабее изображение лиц, положений, разговоров, словом, эпическая и драматическая часть книги. Все это как-то хаотически-беспорядочно, смутно, бесцельно-отрывочно, с какой-то бессильной, но напряженной претензией на художественную выразительность. Г. Ив. Бунину следует и на людей и на жизнь так же просто и непосредственно смотреть, как он смотрит на природу. Тогда из его природного таланта, может быть, что-нибудь и выработается. Беллетрист-художник должен быть прежде всего естествен. <...> Когда же он будет вполне естествен, он будет и вполне чист; он поймет, что изображение "пьяного угара", как например, в рассказе "На даче" и "Тарантелла" - вовсе недостойная художника задача. Г. Ив. Бунин - писатель начинающий, и досадно будет, если он захочет изображать муть и грязь жизни: молодому писателю, да еще одаренному искренним дарованием, нужно искать чистоты и света жизни..."

4 См. коммент. 3 к п. 263.

5 ""На край света" и другие рассказы", опубликованная в журнале "Русское богатство" (1897. - No 2. - Отд. II, с. 37--40. - Без подписи). Рецензент писал: "Первый очерк в книжке г. Бунина называется "На край света". Это яркий и задушевный рассказ <...> Сжатый и картинный рассказ, - почти стихотворение в прозе по мягкому лиризму и строгой симметрии формы, - сразу настраивает читателя и располагает его к малоизвестному автору. <...> Прочитав эти рассказы, хочется сказать: да, это все правда, но уже знакомо нам - знакомо из жизни, да и из книг тоже. Но это не упрек в банальности; сам автор не вычитал своих героев из книг: мелкие, но тонкие и значительные по своему внутреннему содержанию детали, сообщающие особенную жизненность и оригинальность этим знакомым фигурам, свидетельствуют о художественной, вдумчивой наблюдательности. Отдельные картинки, переносящие читателя в настроения мира неодушевленных предметов, удаются г. Бунину превосходно, несмотря на простоту средств, которые он для этого употребляет. Несомненный, правда, не крупный, но чуткий и симпатичный талант чувствуется в этих пейзажах, в этих несложных, но характерных подробностях, умело выхваченных из жизни и переносящих в жизнь". См. коммент. 4 к п. 261.

6 "Детское чтение" в 1897 г. было опубликовано только одно стихотворение Бунина "Ночь" ("Высоко полный месяц стоит...") (No 11. - С. 108).

Раздел сайта: