Бунин И. А. - Бунину Ю. А., Конец февраля 1897 г.

261. Ю. А. БУНИНУ

Конец февраля 1897. Огневка

Ты ужасно скуден на письма. Пиши же! Я же сижу в неопределенном положении. Тоска начинает съедать. Убит наповал письмом Поповой1, - "Песнь о Г<айавате>" будет печататься в сентябре2<что> в 1-ой Карышев и Сеченов прибавили материалу3. Объяснять тебе, как это скверно для меня - нечего! Чем жить? Одежи нету весенней, платить в О-во вз<аимного> кред<ита> 19-го марта! Просто голова кругом идет. И заработать - как отсюда заработать? Писать тут нет никакой возможности. Да, словом, возмутительно скверно... Что ж ты рецензии-то? Прочитай хоть в "М<ире> Божьем"4 - что пишут? Я ничего не знаю. Недавно получил через Федорова рецензию из газеты "Сибирь"5 "явление довольно редкое в народной литературе" - так хороши. Да не утешает... Пиши, пожалуйста, посоветуй что-нибудь. Деньги Николаеву высланы, но только 17р., Бога ради, попроси Александра Петровича продать "Киевлянин" и приплатить Николаеву.

Все живы, здоровы.

И. Бунин.

Печатается по автографу: РГАЛИ, ф. 1292, оп. 1, ед. хр. 19, л. 34--35.

Датируется по содержанию и по связи с п. 258.

1

2

3 Имеются в виду книги: Карышев Н. А. Труд, его роль и условия приложения в производстве. - СПб.: Изд. О. Н. Поповой, 1897. - 600 с. - (Образовательная б-ка, No 4 и 5); Сеченов И. М. Физиологические очерки: В 2 т. - СПб.: Изд. О. Н. Поповой, 1898. - (Образовательная б-ка, No 8--9). Карышев Николай Александрович (1855--1905) - экономист и статистик. Сеченов Иван Михайлович (1829--1905) - ученый-физиолог, создатель русской физиологической школы.

4 ""На край света" и другие рассказы" (СПб., 1897). В журнале "Мир Божий" (1897. - No 2. - С. 6--8) А. Б. <А. И. Богданович> в своих "Критических заметках" писал: "Впервые г. Бунин выступил с небольшими стихотворениями, обнаружившими в авторе несомненную поэтическую жилку. <...> В рассказах с еще большею силою проявилась поэтическая сторона таланта г. Бунина. Сборник начинается картиной проводов переселенцев "На край света". <...> Хотя этот рассказ далеко не лучший в книге, но и на нем можно проследить сдержанность автора, очень характерную для него. <...> Г. Бунин поступает как истинный художник <...> Вдумчивость, какое-то любовное, задушевное отношение к природе, к деревне - таковы положительные достоинства г. Бунина как художника, умеющего схватить более характерные черты, сжато набросать картину и внести в нее настроение. <...> Большие (сравнительно) рассказы г. Бунина можно сравнить с большим полотном, на котором намечены смутные контуры, но всецело отсутствуют краски. Тогда как его маленькие вещицы, это - изящные миниатюры, тщательно отделанные и вполне законченные. Они-то и дают надежды, что талант автора не остановится на этом. Припомним другого автора, тоже начавшего с мелочей, и когда печатались в разных повременных изданиях "Пестрые рассказы" г. Чехова, едва ли кто предвидел в нем будущего художника с сильным и ярким талантом, каким мы его знаем теперь. Отчасти эту надежду подтверждает отсутствие банальности в миниатюрах г. Бунина. Он умеет открыть и дать нам почувствовать новые стороны в старых темах, внести в них дыхание жизни".

5 См. коммент. 4 к п. 260.