Петраков И. А.: Иван Бунин. Темные аллеи

Иван Бунин. Темные аллеи.

Тема. По словам академика Д. С. Лихачева, манера сажать липовые аллеи так, чтобы деревья стояли одно к другому и создавали некоторый полумрак - русская, нигде больше в мире не встречающаяся. Таким образом, название книги, считает В. Агеносов, обращает читателя к теме Родины. С другой стороны, "Темные" - олицетворение сил, которые можно охарактеризовать как неисследованные, непознанные, таинственные, природные. По словам В. Агеносова, главная тема "Темных аллей" - любовь. Большинство рассказов построено на сюжете встречи двух героев, их сближения, любви и расставания. Особенность рассказов цикла - словесное изображение любви как подлинного порыва, противостоящего серым будням. Традиционно считается, что эти рассказы Ивана Бунина натуралистичны, хотя откровенные изображения в них минимальны и всегда оправданы сюжетом. Так, Л. Долгополов считает, что, напр., рассказом "Чистый понедельник" Бунин утверждает в противовес страстям смирение и даже аскетизм.

"Темные аллеи". Рассказ, давший название сборнику - о драгоценности воспоминания любви, которая сама по себе обладает такой силой, что делает убедительным и жизненным само воспоминание. Герои рассказа - военный Николай Алексеевич ( которого все называют "ваше превосходительство" ) шестидесяти лет и Надежда, которой сорок восемь. Они случайно встречаются на почтовой станции, при которой хозяйка держит нечто вроде постоялого двора. Но сюжет рассказа вращается не столько вокруг их нынешней встрече, сколько вокруг воспоминания о любви, которая случилась в молодости.

"Все проходит, - бормочет Николай Алексеевич, - любовь, молодость.. Как это сказано в книге Иова? "Как о воде протекшей будешь вспоминать". На это Надежда возражает, что если молодость и проходит, то любовь - это "другое дело". Надежда говорит, что в жизни ее не было ничего дороже этой любви. О Надежде, молодой, вспоминает и герой рассказа: "Ах, как хороша ты была! Как горяча, как прекрасна! Какой стан, какие глаза! .. Одно я скажу: никогда я не был счастлив в жизни, не думай, пожалуйста. Извини, что, может быть, задеваю твое самолюбие, но скажу откровенно - жену я без памяти любил. А изменила, бросила меня еще оскорбительней, чем я тебя ( мораль, однако! - И. П. ). Сына обожал.. А вышел негодяй, мот, наглец, без чести, без совести.. Будь здорова, милый друг. Думаю, что и я потерял в тебе самое дорогое, что имел в жизни".

Так, большая любовь становится видна не вблизи, а лищь с высоты прошедших лет. С другой стороны, она не излечивает героя от гордости, от большого самомнения, от стереотипов среды того времени - "Но, Боже мой, что же было бы дальше? - с тревогой думает он, - Что, если бы я не бросил ее? Какой вздор! Эта самая Надежда не содержательница постоялой горницы, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей?" И герой, подумав, отвергает такую возможность.

"Темные аллеи" - здесь название стихов, которые изволил читать в молодости "барин" Надежде ( видимо, содержания соблазнительного ).

"Степа". В рассказе "Степа" есть главный герой - Василий Алексеевич ( "Лексеич" ) Красильщиков, купец, и девушка по имени Степа, дочь хозяина постоялого двора. Фигура Красильщикова не обрисована подробно. Зато писатель любовно и подробно описывает портрет молодой Степы. Рассмотрим его детали.

Сначала звучит голос Степы и он задает тон восприятию образа героини - "скорый и певучий, полудетский голос". Затем спичка в темноте освещает глаза и "смуглое личико" героини ( уменьшительно-ласкательно названное не случайно ). "Спичка стала догорать, - пишет автор, - но еще видно было это смущенное улыбающееся личико, коралловое ожерелье на шейке, маленькие груди под желтеньким ситцевым платьем". Все детали свидетельствуют о том, что Степа - почти дитя. Во всяком случае, это же подтверждает Степина наивность, простота, с которой она встречает купца, с которой отвечает искренне на его вопросы.

Красильщиков зажигает другую спичку и глядит на вытянувшуюся и изогнувшуюся фигурку Степы ( вновь в центре изображения героиня ).

"Разве я тебе не нравлюсь?", Степа прямо отвечает, что "лучше вас ( Василия Лексееча то есть ) на свете нету". Однако дальнейшее развитие событий убеждает читателя в обратном. Василий Лексеич - вовсе не образец добродетели. Он пользуется доверчивостью Степы, легко овладевает ею, после чего откровенно обманывает ее, говоря, что на днях приедет к ее отцу и объявит, что женится на ней. Степа доверчиво воспринимает его слова:

" - Правда?

- Конечно, правда.

- Мне на Крещенье уж шестнадцатый пошел, - поспешно сказала она.

- Ну вот, значит, через полгода и венчаться можно".

что к Степе купец вряд ли приедет в ближайшее время.

"Руся". В рассказе "Руся" повествование начинается с воспоминаний - путевых воспоминаний, воспоминаний в поезде, которыми делится герой с попутчицей. Речь идет об одном лете и Русе - Марусе. Причем воспоминание начинается с описания героини - "На теле у нее было много маленьких темных родинок - эта особенность была прелестна. Оттого, что она ходила в мягкой обуви, без каблуков, все тело ее волновалось под желтым сарафаном ( см. также рассказ Аркадия Аверченко "Неизлечимые" ). Сарафан был широкий, легкий". Постепенно из воспоминания возникает действие, сюжет рассказа - "Однажды она промочила в дождь ноги, вбежала из сада в гостиную, и он кинулся разувать и целовать ее мокрые узкие ступни - подобного счастья не было во всей его жизни". Этот эпизод, этот фрагмент освещает все следующее повествование. В жаркий день герой и Руся отправляются на лодочную прогулку. Причем здесь есть описания, которые, может быть, напрямую к Руссе не относятся, но дают романтическую картину свидания, напр., такое - "Кругом все слепило теплым серебром: парный воздух, зыбкий солнечный свет, курчавая белизна облаков, мягко сиявших в небе и в прогалинах воды среди островов из куги и кувшинок; везде было так мелко, что видно было дно с подводными травами, но оно как-то не мешало той бездонной глубине, в которую уходило отраженное небо с облаками. Вдруг она опять взвизгнула - и лодка повалилась набок.." Затем следуют поцелуи. Герои начинают плавать по ночам. После одного из таких ночных свиданий Руся объявляет, что теперь они "муж с женой".

"И стоял и не гас, - пишет автор, - за чернотой низкого леса зеленоватый полусвет, слабо отражавшийся в плоской белеющей воде вдали ( какой объем захватывает одним взмахом пера Бунин! ), резко, сельдереем, пахли росистые прибрежные растения, ныли невидимые комары".

Затем следует безобразная сцена, устроенная матерью девушки - которая, захватив игрушечный пистолет, трагически вбегает как на сцену в гостиную и восклицает: "Я все поняла! Я чувствовала, я следила! Негодяй, ей не быть твоею!" После чего стреляет из старинного пистолета, которым пугали воробьев, а затем предлагает дочери выбрать - между ней и ее "мужем". "Вы, вы, мама", - шепчет пораженная Маруся.

Но завершается рассказ не расставанием - напротив, воспоминанием о дачном вечере, когда Руся "держала в руках его картуз, прижимала его к груди, как тогда, в лодке, и говорила, блестя ему в глаза радостными черно-зеркальными глазами:

"

"Антигона". В рассказе "Антигона" героиня похожа на Русю внешне - она тоже высокая, статная красавица. Автор также подробно описывает ее облик, ее поступки - и мысли о ней незадачливого студента, приехавшего в гости к дяде и тете. Как и следует ожидать, мысли студента об Антигоне ( так зовут героиню - Антигона в греческой мифологии дочь царя Фив Эдипа ) не безплодны. Когда он бреется и надевает штаны, то думает так: "Бывают же такие женщины! И что можно отдать за любовь такой женщины! И как же это при такой красоте.. Какой, однако, вздор.. Остаться тут под каким-нибудь предлогом.. можно начать незаметно ухаживать.. Но добьешься ли чего-нибудь?"

На следующий день герой и героиня встречаются в диванной комнате, куда Антигона пришла "обменить книгу". Между ними происходит учтивый разговор такого содержания:

- Сейчас читаю Мопассана..

- Ну да это понятно. У него все о любви.

- Любовь, любовь! .. - вздыхает наш герой. А затем замечает, что Антигона "непозволительно красива", "одни Ваши руки могут с ума свести". Затем следуют объятья, и студент овладевает героиней. На другое утро он просыпается уже в ее постели..

Однако противная тетя разоблачает увлечение студента. Она отправляет Антигону куда подальше. Наши герои расстаются по воле чужих - грустный финал, типичный для бунинских рассказов этого цикла.

"Натали". В центре рассказа мы видим типичный любовный треугольник - герой, его двоюродная сестра Соня и Натали - Наташа Сенкевич, подруга Сони по гимназии, приехавшая погостить, которая "сложена как молоденькая нимфа". В начале описан бурный роман Сони и героя, с жаркими поцелуями, с уединением в комнате Сони. Одновременно герой начинает ухаживать за Натали. Натали пытается возражать: "Но ведь Вы любите Соню" - на что герой отвечает, что любит Соню.. как сестру. Затем следует еще одно романтическое свидание с Натали, во время которого происходит объяснение в любви ( Натали признается, что любит героя ). Однако планы героев нарушает Соня. Она пробирается в комнату героя ( все это в темноте ) в ночной рубашке, в туфлях на босу ногу, обнимает, целует его, и "с силой откидывает" героя на подушки дивана. "Повинуясь насилию, должен был уступить", - так наверное, думает в этот момент герой. И в этот же миг в комнате появляется Натали. Она видит не требующую комментариев сцену между Соней и героем. После чего герои расстаются - Натали через год выходит замуж.

Однако через некоторое время герои встречаются вновь, больше того - становятся близки после месяцев разлуки.

"Нигде в мире нет тебе подобной, - говорит герой в минуту откровения, - Когда я давеча смотрел на эту зеленую чесучу и на твои колени под нею, я чувствовал.." "Ты никогда, никогда не забывал меня все эти годы?" "Забывал только так, как забываешь, что живешь, дышишь", - отвечает герой.

"Ворон". В рассказе "Ворон" также есть герой и героиня, романтические свидания, между ними, объяснение в любви, и финал, в котором героев разлучает недальновидный предок. На этот раз в его роли выступает отец героя, который, по мнению последнего, похож на ворона. Отец занимает видный пост в губернском городе. В рассказе внешность его описана подробно - "невысокий, плотный, немного сутулый, грубо черноволосый, темный длинным бритым лицом, большеносый он и впрямь был совершенный ворон". Героиня - нянька младшей сестры героя Лили Елена. Она происходит из бедной семьи, поэтому отец героя считает вправе читать ей свои наставления.

"Скажи же наконец ему, что ты любишь меня, что все равно ничто в мире не разлучит нас!" - восклицает Елена. Она обнимает героя, следуют поцелуи. Но в тот момент, когда герой "потянул" героиню к дивану, на пороге кабинета появляется отец и сигнализирует о себе легким покашливанием.

После этого происшествия отец просит губернатора выслать героя в самарскую деревню "по этапу". "Видеть ее до отъезда никак не надейся. Все, любезный мой", - говорит этот вежливый тиран. Итак, герой уезжает - почему-то в Ярославскую губернию, где живет до осени. Осенью же поступает в Петербург в министерство иностранных дел. В Мариинском театре он видит отца - с молоденькой женой.. Как догадывается читатель, это вполне может быть та самая героиня рассказа..

Раздел сайта: